Испанская архитектура в стиле модерн

Архитектура Испании в стиле модерн Архитектура Испании

Каталонский модернизм – настоящий природный дар

В Каталонии в 19 веке наблюдается настоящий культурный подъем. В это время именно здесь отмечен период роста промышленности, городов и национального самосознания жителей региона. Естественно, такое положение дел способствовало расцвету литературы и различных направлений искусства.

Именно в этом регионе наблюдается зарождение нового направления архитектуры  — модернизма, который стал одним из разновидностей популярного в Европе стиля ар-нуво. Барселона стала расширять свои границы, а на новых улицах испанские архитекторы стали реализовывать многие свои фантазии и строить экспериментальные сооружения, с которыми ранее Испания даже не встречалась.

Именно в это время стали появляться многоквартирные дома и особняки для промышленников. Во многом новое направление придерживалось традиций готического стиля. Общее особенно ярко прослеживалось в скульптурном оформлении плоскости сооружения, но в целом это был совершенно новый современный стиль.

Благодаря новым промышленным достижениям и производству из различных материалов стали доступны совершенно новые формы при формировании оснований и каркасов зданий. На смену сплошным прямым линиям стали приходить плавные изгибы, появились оконные проемы обрамленные кирпичной кладкой, В моду вошли естественные формы и конструкции, которые напоминали многие природные явления, например формы арок, повторяли изгибы пари движении воды.

Чтобы усилить эффект от построек в новом стиле, фасады зданий раскрашивали в самые яркие и непредсказуемые цвета, использовалась облицовка декоративной плиткой. Но стоит отметить, что модернизм прижился очень быстро именно в Каталонии, в остальных регионах Испании от нового стиля старались держаться в стороне.

Работы Гауди

Каса Мила в Эшампле
Фото: Каса Мила в Эшампле

Стоит отметить, что над всей архитектурой Испании в современный период преобладает только одно имя – Антонио Гауди. На протяжении 40 лет своей карьеры он подарил Барселоне огромное количество прекрасных зданий, парков и скульптур. По оригинальности он превзошел в своих работах всех испанских архитекторов, так как очень удачно сочетал различные стили: ар-нуво, мавританский, готический и сюрреалистический.

По мере своего развития в его работах стало появляться все больше элементов живой природы. Он копировал формы ящериц или птиц, создавал невероятные композиции из камня. Наиболее диковинной и яркой работой этого архитектора можно считать дом с волнистым фасадом и причудливыми дымовыми трубами Каса Мила в Эшампле, который был возведен в 1905-1907 гг.

Но вершиной его творчества слал храм Саграда Фамилия, который украшало 12 шпилей, мозаика из битого стекла и влетающий под небеса неф. Такому зданию просто нет больше аналогов во всем мире. Начато строительство этого грандиозного здания в 1883 году, а к 1914 он вложил в стройку и реализацию проекта все средства, причем, на продолжение работы архитектор стал просить помощь у своих друзей и меценатов. Умер великий мастер в 1926 году пол колесами трамвая.

Незаконченное творение – Саграда Фамилия

Саграда Фамилия
Фото: Саграда Фамилия

После смерти уникального архитектора строительные работы были, естественно, прекращены, а споры так и не утихали. Кто-то считал, что стоит непременно закончить работу, а кто-то скептически предполагал, что здание станет только подобием оригинальной задумки, поэтому проще оставить все как есть. Ведь во время Гражданской войны к тому же были утеряны многие оригинальные чертежи проекта.

Но, тем не менее, работы продолжаются. Даже угловатые фигуры скульптора Жозепа Марии Субираска не остановили процесс. Как предполагают специалисты завершение работ про строительству детища великого архитектора следует ожидать в 2026 году, а именно к столетней годовщине смерти Гауди. Ведь в свое время великий архитектор мечтал, чтобы над его проектами трудились последующие поколения.

Яркие представители каталонского модернизма

Дворец каталонской музыки
Фото: Дворец каталонской музыки

Не стоит думать, что Гауди – это единственный архитектор модернизма. В 19-20 веке над многими проектами трудилось огромное количество талантливых архитекторов. Несмотря на то, что при своих работах они руководствовались общими требованиями модернизма, ими были созданы уникальные и оригинальные здания.

Ярким представителем этого времени можно считать Льюиса Доменеч-и-Монтанеру, который прославился благодаря возведению поразительного Дворца каталонской музыки (Palau de la Musica Catalana), построенный в 1908 году. При создании внешнего фасада использовались кирпич, керамика и плитка. Это единственный концертный зал, в котором можно наслаждаться выступлениями днем при естественном освещении. Одной из основных достопримечательностей внутренних комнат является потолок в виде перевернутого купола, который выполнен из цветного стекла.

Дом с шипами
Фото: Дом с шипами

Еще одним представителем каталонского модернизма можно считать архитектора Жозепа Пуиг-и-Кадафалка, который работал в Барселоне начала 20 века. Его работы отличает боле упорядоченный строй линий и кружевное украшение фасадов в сравнении с произведениями Гауди. Ярким примером его творчества можно считать Дом с шипами (Casa de les Punxes), который очень напоминает баварский замок, но интерпретированный в стиле модернизма.

Форма и функция

В 1930-г годах в Испании произошло знакомство с новым направлением архитектуры – романтизмом. Наиболее сильно прослеживается творчество архитекторов-авангардистов на здании Немецкого павильона, который был построен для Всемирной выставки Людвигом Мис ван дер Роэ в 1929 году.

На смену элементов модернизма пришли строгие линии, которые были свойственны таким архитекторам, как Ле Корьбюзье. В этот период даже возникла «Группа испанских архитекторов и инженеров для содействия современной архитектуры», которая с радостью стала использовать принципы непритязательного функционализма. Лучшие произведения их относятся к работам барселонской группы, например, здание туберкулезного санатория (Dispensario Antituberculoso), которое было построено в 1930-х годах. Этим проектом занималась целая группа архитекторов, которую возглавлял Жозеп Льюс Серт.

Особенности архитектуры при диктатуре Франко

Жилой небоскреб «Белые башни»
Фото: Жилой небоскреб «Белые башни»

В эпоху правления Франко архитектура не отличалась особой изысканностью. В этот период происходит полный отказ от интернационального стиля, в котором творили архитекторы GATEPAC, а также архитекторы этой группы оказались в немилости.

Новый период в истории Испании требовал строительства более монументальных и суровых сооружений, которые бы помогли вернуть страну во времена славного прошлого Испании, несмотря на то, что он был совсем недолгим. Архитекторам и всей стране навязывался строгий, тяжеловесный, лишенный воображения классицизм. Об этом говорит построенное в 1957 году Министерство авиации по проекту Луиса Гутьерреса. Но экономика страны не могла выдержать таких громадных и сложных решений и проектов. Спасло архитектуру «экономическое чудо» (desarrollo) 1960-1970 гг.

Именно это позволило Испании последовать примеру всей Европы, особенно, что касалось новаторских идей в архитектуре. Жилой небоскреб «Белые башни» (Torres Blancas), разработкой которого занимался архитектор Франсиско Хавьера Саэнса де Ойзы является явным примером того, как Франко стал впускать новые идеи и международные тенденции ражи экономического восстановления страны.

Оцените статью
Добавить комментарий