Содержание
Новый этап исцеления – «поколение 98»
На рубеже веков в Испании наблюдался глубокий кризис. На этом фоне в литературе также возникло новое направление «Поколение 98» (La Generacion del 98). «Славная революция», которая произошла в 1898 году, не улучшила в большинстве ситуацию. К власти в скором времени снова вернулась старая гвардия Бурбонов. Но больше всего возмутительных откликов в литературе стало появляться после того, как страна потерпела поражение в испано-американской войне. Страна потеряла практически все свои колонии.
Основным вдохновителем нового течения стал Свободный институт просвещения (Libre de Ensenanza). Это было своеобразное учебное заведение с литературным направлением, где наставники призывали своих студентов выводить страну из кризиса. Основные занятия были направлены в сторону размышлений о тяжелой ситуации в стране. Все поэты, прозаики в своем творчестве, которое печаталось в местных газетах, старались отобразить основную проблему страны, делая упор на культурном неповиновении.
Каждый из писателей и поэтов этого времени писал в своей форме, но любой из них оглядывался на ту прекрасную Испанию, что была раньше, и старался призывать население к возрождению культурных ценностей. Например, Гальдос и Кларин в своем творчестве призывали народ пробудить свое сознание. Но в начале 20 века появилась новая волна творцов, которые причисляют к периоду «поколение 98 года».
Пять представителей «Поколения 98 года»
Мигель де Унамуно
Этот писатель по праву получил звание духовного вождя «Поколения 98 года», он был идеологом. В своих смелых эссе он достаточно дерзко указывает на проблемы Испании, анализирую произошедшие и происходящие события.
Перу этого автора принадлежит огромное количество философских романов. Хорошим произведением, которое пользовалось популярностью можно считать новаторский роман «Туман» (Niebla, 1914). Унамуно был также и поэтом. Большинство его стихотворений посвящено любви, бессмертию, сельской Испании. Умер творец в первый год Гражданской войны, находясь в домашнем заключении.
Антонио Мачадо
Этот автор отличается от предыдущего писателя не такими позитивными произведениями. Но все же произведения этих двух авторов имеют общие черты. В своих произведениях автор уделял большое внимание пейзажам своей страны, но при этом отображал всю действительность, анализируя слабости и недостатки народа. Ярким примером таких произведений можно считать сборник поэтического характера «Поля Кастилии» (Campos de Castilla, 1912).
Мачадо до последнего надеялся, что Испания соберет все силы и справится с проблемами. Но после того, как войска Франко вошли в Каталонию, он бежал во Францию, где и умер.
Пио Бароха
Еще одни яркий представитель «Поколения 98», который представил вниманию большое количество прозаических произведений. Он в большинстве писал о сложной нищенской судьбе неимущих, неравноправности в социальном плане и моральном разложении. Под конец писательской карьеры Бароха представил свою автобиографию в 8 томах. Но лучшие произведения были написаны намного раньше. Среди них следует выделить:
- Трилогия «Фантастическая жизнь» (La vida fantastica, 1901-1906);
- «Борьба за существование» (La lucha por la vida, 1922-1924).
Хосе Ортега-и-Гассет
Это яркий представитель «Поколения 98», но второго потока. В первую очередь для общественности Ортега-и-Гассет известен, как философ и эссеист. Он проводил анализ испанской история, ища в происходящих событиях причину нынешней ситуации. Ярким примером стало его произведение «Бесхребетная Испания» (Espana invertebrada, 1921). А в еще одной яркой работе «Восстановление масс» (La rebellion de las masas, 1930), в которой творец предоставляет своим читателям способы решения проблемы и выход из кризиса. Причем, пути решения проблем представлены в различных сферах, как культуре, политике, так и экономике.
Также Хосе Ортега-и-Гассет является основателем литературного журнала «Ревиста де Оксиденте» (Revista de Occidente – Западное обозрение). Немного позже литератор подался в политику, чтобы способствовать свержению монархии и становлению Второй республики (1930-е годы).
Хуан Рамон Хименес
Этот автор не формально уже не был частью «Поколения 98». Скорее он стал переходящим звеном к новому направлению литературы «Поколение 27». Автор максимально старался использовать новые методы и направления, передавая свои эмоции и чувства, а также освещая события, происходящие в стране. Он очень лояльно относился к критике к своему творчеству.
Огромной популярностью среди читателей пользовалась его книга «Платеро и я» (Platero y yo, 1914). Стоит отметить, что писатель еще в молодости долгое время страдал сложной формой депрессии, ему долгое время пришлось лечиться в психиатрической больнице. Болезнь беспокоила и в зрелом возрасте. После начала Гражданской войны Хуан Рамон Хименес и его семья эмигрировали в США, где писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
Новый поэтический кружок – «Поколение 27»
Пришедшее «Поколение 27» отличалось от предыдущего типом творчества. В этот период испанские творцы подарили стране огромное количество великих поэтических произведений. Поэты этого времени организовали своеобразный подъем. Новое культурное веяние нашло отражение, как и искусстве Дали, так и фильмах Луиса Буньюэля.
Вся Европа была охвачена новыми течениями и веяниями, которые не могли отразиться на творчестве творцов «Поколения 27». Многие поэты этого времени были вдохновлены творчеством Гонгоре, используя его сложный поэтический язык и необычные метафоры.
Самые яркие представители «Поколения 27»
Федерико Гарсия Лорка
Начало творчества этого поэта 20 века тесно связано с цыганской культурой, которая преобладала на его родине — Андалусии. В своем сборнике поэтического характера «Цыганское романсеро» (Primer romancero Gitano, 1928) автор поднял вопросы нетерпимости власти страны к некоторым южным цыганам. Благодаря своему легкому, поэтическому слову, наполненному метафорами, Лорка доступным языков вносит новое в поэзию Испании. Еще в одном сборнике стихотворений «Поэт в Нью-Йорке» (Poeta en Nueva York, 1940), который был написан во время жизни поэта в США, он отразил всю боль, переживания и неприязнь к большому городу.
Более позднее творчество поэта пронизано совсем другой тематикой – рассуждениями о смерти. Поэма «Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» (Llanto por la muerte de Ignacio Sanchez Mejias, 1935) наполнена переживаниями и скорбью о скоропостижной смерти друга писателя, который был затоптан быком на арене.
Сам поэт стал одной из первых жертв Гражданской войны. Он был убит националистами.
Хорхе Гильен
Перу этого поэта принадлежат достаточно оптимистические и позитивные стихотворения. Он занимался воспеванием жизни и всей Вселенной. Такие настроения ярко отражены в сборнике «Песнопение» (Cantico, 1928).
Но более суровой настроение и тон приобретают его произведения, которые были написаны в изгнании (после Гражданской войны поэт вынужден был уехать из страны). О мимолетности жизни и трагизме вообще существования человека автор рассуждает в цикле поэтических произведений «Вскрик» (Clamon, 1957-1963). Но в большинстве случает Хорхе Гильен отдавал предпочтение не самому повествованию, а ритму и красивому звучанию. Литературой поэт занимался до самой смерти, а умер он в 91 году.
Висенте Алейксандре
Из всех поэтов, жизнь и творчество которых пришлось в «Поколение 27», Висенте Алейксандре наиболее благополучно пережил период Гражданской войны. Заниматься литературой он стал после тяжелой болезни, когда не смог вернуться к своей практике адвоката. В 1930-е годы поэт попробовал себя в стиле сюрреализма. И постепенно он занял место в литературной элите. Большая роль в этом отведена сборнику стихов «Тень рая» (Sombra del Paraiso, 1944).
Очень сложно отыскать еще поэтические произведения, в которых очень точно и ярко было бы отображено состояние потерянности Испании, но при этом основным направлением стихов были темы природы, любви и смерти.
В 1977 году Висенте Алейксандре стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.