Содержание
Особенности литературы в эпоху Франко
Большинство писателей, которые не поддерживали политику Франко и выжили во время Гражданской войны, эмигрировали из страны. Большинство из них не вернулось. Но большинство произведений, которые были написаны уже после падения республики, были наполнены трагизмом по мироощущению. Так как существовала огромная цензура и грубость в выборе тематике произведений, многие авторы старались отстраненно рассуждать над сложной реальной действительностью. Очень часто отрицательные явления раскрывались через сложные метафоры. На первый план вышли произведения, написанные в жанре романа. Все больше и больше стали звучать имена женщин-писательниц.
Камило Хосе Села
Во время режима Франко Села считался наиболее популярным и успешным прозаиком. Он стал основоположником нового более жесткого реализма – тремендизм (tremendismo). Теперь в произведениях раскрывалось, как социальные ужасные условия влияют на появление и проявление насилия в жизни.
Первым ярким стартом прозаика стал роман «Семья Паскуаля Дуарте» (La familia de Pascual Duarte, 1942). В центре истории простой крестьянин, который по своей натуре был достаточно добрым и позитивным. Но под действием определенных моментов: невзгод, нищеты, лишений, врожденных пороков, становится мошенником и достаточно жестоким преступником. Так как в произведении реальное состояние и настроение испанского общества было отображено не слишком привлекательно, то среди испанцев оно не имело популярности. Но вот в других странах роман имел известность. По этому показателю роман «Семья Паскуаля Дуарте» уступает только «Дон Кихоту».
Еще одним произведение, в котором Села отобразил безобразную реальность, что творилась в Мадриде, стал роман «Улей» (1951). На территории Испании роман был запрещен, как совершенно безнравственное произведение.
Кармен Лафорен
Этот автор также писал в стиле тремендизма. Международное признание завоевала трогательная история молодой девушки, которая приехала в Барселону – «Ничто» (Nada, 1944). Писательница принесла в литературу Испании острую струю редкой женской наблюдательности.
Мигель Делибес
Первый роман писателя «Кипарис отбрасывает длинную тень» (La sombra del cipres es alargada, 1947) получил премию Надаля. А третий роман «Дорога» (El Camino, 1950) закрепил за Делибесом звание блестящего прозаика. В своих произведения автор никогда напрямую не осуждал режим Франко, который существовал в стране. А в большинстве случаев рассказывал глазами маленького ребенка о бедственном положении населения и страны в целом. Перу автора принадлежит огромное количество путеводителей, художественных и документальных произведений об охоте, рассказов.
Ана Мария Матуне
Еще одна писательница, которая в качестве главных героев своих произведений в основном выбирала маленьких детей. За роман «Первые воспоминания» (Primera Memoria, 1960), в котором рассказывались события Гражданской войны, женщина получила премию Надаля. В своем произведении женщина раскол в стране, который произошел в результате войны, представлен как потеря невинности молодым поколением.
Хосе Мария Хиронелья
В свое время молодой мужчина на свадьбе пообещал супруге в качестве свадебного подарка преподнести премию Надаля. И сдержал свое слово. Ее он получил за роман «Человек» (Un Hombre, 1947). Но вершиной творчества и сегодня считается роман «Кипарисы верят в Бога» (Los cipreses en Dios, 1953). В центр истории положен рассказ о семье, которая своими проблемами олицетворяет историю Гражданской войны. Несмотря на то, что писатель воевал на стороне победителей и во времена Франко жил достаточно прилично, его литература отличается реалистичным отображением происходящих событий.
Писатели-изгнанники
Рамон Хосе Сендер
Сендер литературой занимался еще до начала Гражданской войны в 1935 году. В свое время он был удостоен национальной литературной премией за роман «Мистер Уитт в кантоне» (Mister Witt en el canton). В нем он отобразил все особенности национально-революционного конфликта. Произведение во многом определило дальнейшую судьбу прозаика и философа. Сендер сражался на стороне республиканцев, а в это время вся его семья (жена и брат) погибли от рук националистов.
В 1939 г. Сендер эмигрировал в Америку, где продолжал писать, раскрывая все проблемы социальной несправедливости и неравноправия. Лучшим произведением автора названа книга «Реквием по испанскому крестьянину» (Requiem por un campesino espanol, 1960). В ней раскрывается подробности гражданского конфликта и его влияние на сельскую местность страны. В 1946 году Сендер стал полноправным гражданином США.
Хуан Гойтисоло
Эта фамилия известна по трем братьям, которые занимались литературой. Во время правления именно Хуан жил в изгнании, которое выбрал сам, в Мексике и Франции. Он стал наиболее известным писателем того поколения для своих современников. В своих произведениях он досконально писал о безысходности, которая царила в Испании во времена Франко. В Испании до самой смерти Франко все произведения Хуана Гойтисоло находились под строгим запретом. Среди наиболее известных следует выделить:
- «Ловкость рук» (Juegos de manos);
- «Печаль в раю» (Duelo en el paraiso, 1954).
Особенности поэзии в период правления Франко
Немногие поэты остались в стране после установления диктатуры Франко. Но они смогли писать свои произведения в особом стиле. Ведь на всю литературу была установлена жесткая цензура, поэтому основные критикующие моменты требовалось раскрывать аккуратно через общие темы любви, природы, веры. Таким образом, сформировалась своя группа поэтов «Поколение 50-х», которые причисляли себя к барселонской школе. На встречах, что проводились в Барселонском университете, обсуждались общие для всех темы – течение времени, пейзажи, Гражданская война, восстановление Испании. Самым выдающимся представителем этой группы считается Хайме Хиль де Бьеда, о творчестве и великолепном слове которого можно судить по произведению «Попутчики» (Companeros de viaje, 1959).
Новая эпоха: novisimos
К окончанию правления Франко в Испании сформировалась новая группа поэтов. Они получили название «новейшие» по известному произведению Хосе Мария Кастельета «Девять новейших испанских поэтов» (Nueve novisimos poetas espanoles, 1970).
Это новое направление было весьма пестрым. Кто-то придерживался традиций «Поколения 50-х», а кто-то черпал идеи для творчества и вдохновение далеко за пределами Испании. Но все они не были объединены единой целью – искать и пробовать что-то новое. Они очень грамотно сочетали национальную культуру, историю и новые течения. Многие из этих писателей творили не только в 1980-х годах, но и долгое время потом.