Содержание
В период становления Испании, как единой страны, происходило и становление литературы, которая была написана на кастильском диалекте. В этот период у правления были «католические короли», благодаря политической деятельной которых у литературы появился огромный потенциал. Причем он был настолько велик, что не уступал по своим возможностям литературе многих других европейских стран, вместе взятых.
Произведения ученых мусульман и классические традиции, которые глубоко укоренились среди населения страны, подготовили прекрасную почву для развития испанской литературы. Благодаря тому, что в 16 веке начало развиваться печатное искусство, книги стали доступными для многих и получили широкое распространение среди населения.
Но, несмотря на большой потенциал, испанская литература так и не оказалась среди мировых лидеров. Так в это период в стране существовала масса ограничений. В первую очередь именно в этот период наблюдались гонения иноверцев. Из-за этого мавританско-еврейский фонд не был усвоен на должном уровне. Еще одним моментом является то, что каноны гуманизма Ренессанса не слишком сочетались с принципами богословия.
На фоне таких ограничений Испания 16 века предоставила огромное количество достойных произведений литературы. Среди наиболее ярких представителей этого времени стоит выделить рыцарские и пасторальные романы, которые дали начало новому жанру литературы «золотого века» — плутовской роман и поэзия.
Немного о «золотом веке» Испании
Точно выделить хронологические рамки для испанского «золотого века» достаточно сложно. Они слегка размыты и не совсем соответствуют в полном смысле указанному интервалу. Эпоха культурного развития и подъема продолжалась на протяжении двух столетий, начиная с 1474 года и заканчивая 1700 гг.
А вот период развития и расцвета именно испанского искусства лучше рассматривать в контексте европейского Возрождения. Творческий подъем поэзии того времени был вызван в первую очередь пересмотром и переосмыслением классических произведений. Развитие и расцвет литературы Испании начался в небольшой временной период, когда страна достигла своего суверенитета и стала мировой державой, а закончился он через много лет.
Даже во времена политического и экономического кризиса страны литература развивалась и набирала силу, даря миру и своим соотечественникам новые и новые произведения. Именно сложности той эпохи способствовали творческому развитию самых ярких литературных гениев таких, как Сервантес, Веласкес и Лопе де Вега.
Особенности рыцарских романов «золотого века»
Среди испанских читателей в 16 веке огромной популярностью стали пользоваться героические романы, которые рассказывали о подвигах и любовных историях одновременно. Такие произведения одной ногой оставались в эпохе Средневековья, но они уже не могли сравниться ни жанром, ни слогом с представителями прошлых эпох, несмотря на схожесть тематик.
Наиболее ярким представителем рыцарского романа является произведение «Амадис Галльский» (Amadis de Gaula), в котором рассказывается о рыцаре, что отличался благородством и отвагой. Он налево и направо сокрушал своих врагов, но при этом всегда оставался верен даме своего сердца. Стоит отметить, что роман более двух столетий передавался из поколения в поколения в рукописном виде и пользовался большой популярностью. Но в 1509 году Гарси Родригес де Монтальво переписал эту историю по новому, дав ей новую жизнь. Постепенно многие другие авторы стали писать продолжение этой истории.
Многие из книг, посвященных отважному рыцарю, переводились на различные европейские языки. Весь мир читал о захватывающих подвигах и волнующей любви. Но постепенно интерес к рыцарским романам стал угасать и на смену им пришел пасторальный роман.
Пасторальные романы – новые герои и ценности
Героями новых произведений уже стали не отважные рыцари, а простые пастухи и пастушки, которые жили в спокойной тихой местности, вдали от городской суеты и развлечений. Высшее общество в таких местах наслаждалось тишиной и отдыхало от своей привычной насыщенной жизни. Повествование было представлено поэтическими строками, в которые прекрасно вплетались прозаические моменты и участки.
Только с появлением пасторальных произведений, в испанскую литературу стали просачиваться темы итальянского Ренессанса. Наиболее ярким представителем этого направления считается португалец Хорхе де Монтемайора, который писал свои произведения только на испанском языке. Его лучшим произведением считается роман «Семь книг о Диане» (Los siete libros de la Disns, 1559 г.). Естественно, главной героиней романа стала женщина по имени Диана, которая впоследствии вдохновила многих писателей на создание продолжения ее жизни в своих произведениях.
Через несколько десятков лет в жанре пасторального романа будет пробовать себя Мигель де Сервантес, который предоставит произведение «Галатея» (La Galatea, 1585 г). Это первое его произведение, в котором гармонично сочетается поэзия с прозой. Очень часто героями пасторальных романов становились реальные люди, которых авторы знали лично.
Новшество «золотого века» — пикарескный роман
Одним из новшеств «золотого века» стал пикарескный роман. Именно он полностью отвечал новому мировоззрению испанцев. Еще произведения такого жанра стали называть плутовскими романами. Название нового жанра литературы пошло от испанского слова picaro, которое дословно переводится, как «плут, пройдоха». Ведь именно такие люди с сомнительной репутацией и поступками становились главными героями произведений.
В связи с тем, что в эту эпоху происходило полное изгнание из страны евреев и мавров, образовалась определенная пустота среди слоев населения. В стране теперь существовала только знать и чернь, и практически полностью отсутствовал средний класс населения. Именно пикарескный романы старались заполнить эту нишу своими историями о приключениях и похождениях авантюристов, которые проворачивали свои аферы.
Рождением нового жанра считается момент появления анонимного произведения «Ласарильо с Тормеса» (Lazarillo de Tormes, 1554). Но образцом этого жанра все же считают произведение «Гусман де Альфараче» (Guzman de Alfarache), написанное Матео Алеманом в 1599-1604 гг.
Роман преподносит происходящие события со свойственным реализмом той эпохи, но с хорошей долей сатиры. Повествование идет от первого лица, где бесчестный герой исповедуется и рассказывает о своих поступках, которых совершил немало, например, рисовал язвы на ногах, чтобы получить милостыню.
В конце произведения главный герой обретает спокойствие через внутреннее возрождение. Может быть, автором была придумана именно такая концовка, чтобы пройти цензуру и умилостивить Церковь. Это произведение покорило всю Европу.
Особенности религиозной поэзии «золотого века»
Католики Испании отличались своей фанатичностью, и это отражалось в полной степени в их произведениях. В дополнение духовенство взволновала и произошедшая Контрреформация. Это все привело к большому потоку религиозной поэзии. Произведения такого плана, естественно, восславляли Бога, но в то же время от них веяло некоторым мистицизмом. Поэтому читатель начал искать духовное начало в других произведениях. Но, несмотря на свою преданность католицизму, поты-мистики также страдали от инквизиций.
Как уже отмечалось не маловажную роль в развитии «золотого века» на начальных этапах сыграли идеи Ренессанса. Наиболее яро продвигал идеи итальянского стиля Гарсиласо де ла Вега, который отдавал предпочтение сонетам.
Таким же приверженцем этого стиля стал Хуан Боскан Альмогавер, который в огромном количестве посвящал свои любовные стихи любимой супруге. А в последствие появились еще два представителя «золотого века».
Луис де Гонгора
По праву Луиса де Гонгора считают лучшим представителем «золотого века», которого подарили миру Испания. В своих произведениях он обращался к вечным темам любви, современного общества и красот природы. Иногда такие темы гармонично сочетались с мифологическими сюжетами. Но наибольшей популярностью пользовались его стихотворные творения, которые отличались сложным стихотворным слогом и необычными метафорами. Поэма «Уединение» (Soledades, 1627 год), которая так и не была закончена, стала самым известным произведением этого автора.
Франсиско де Кеведо
Произведения этого автора пользовались не меньшей популярностью. В его стихах описывалось современное общество, пороки и лицемерие, но все это было представлено читателю в оригинальном ироническом, язвительном стиле. Правда, при жизни поэта не было издано не одно произведение. Современники знали его, как автора полемических памфлетов и плутовского романа «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (El buscon, 1626).