Содержание
В период Гражданской войны обе стороны использовали кинематограф в целях пропаганды. Националисты для создания своих фильмов использовали студию Cifesa. А правительство цеплялось за власть изо всех сил и в 1937 году создало Министерство пропаганды.
Луис Буньюэль, который был приверженцем левых, создал много картин документального характера. Фильм «Испания-36» (Espana-36) стал настоящим обращением к общественности.
После прихода к правлению Франко в стране были установлена система государственного субсидирования киностудии. При распределении финансирования учитывались многие факторы. В первую очередь на существование картины влияла лояльность ее к существующему режиму.
Фильмы, в которых прославлялась идеология «национального католицизма», имели намного больше шансов выйти в прокат. Режиссеры и актеры, которые не нашли понимания с новой властью, должны были покинуть страну, чтобы продолжить свою работу.
Работа кинематографа под строгой цензурой
Во времена правления Франко все фильмы, которые выходили на экран, полностью контролировались цензурой. В конце 1930-х годов был утвержден институт цензоров, но перед ними не были поставлены четкие критерии, по которым должны были оцениваться работы режиссеров. Только после нескольких десятков лет это произошло. А до этого цензоры резали фильмы и выматывали своих режиссеров исключительно со своими предпочтениями.
В 1950-х годах свою лепту в умертвлении национального кинематографа внесла и церковь, которая также стали диктовать режиссерам определенные рамки. В Испании допускался выпуск только фильмов на кастильском языке, а все остальные картины дублировались.
Поэтому под руководством цензоров получалось менять не только речь актеров, но и сюжетную линию картин. Например, в дублированном варианте фильма Джона Форда «Могамбо» (Mogambo, 1963), в которой главные герои был братом и сестрой, а не влюбленными, как в оригинале картины.
Все требования цензоров и нового правительства привело к тому, что испанский кинематограф пришел в упадок.
Период диктатуры Франко
В начале правления Франко не было определенного кодекса, который регулировал нравственно-политическое содержание фильмов. В это время каждый режиссер был сам себе цензором.
В своем творчестве многие режиссеры рассматривали одинаковые цели, причем, они по существу были близкими к правящей партии. Многие картины были псевдоисторическими и прославляли правление и победу Франко. Наиболее ярким жанром cine cruzada – фильм «Раса» (Raza, 1941), который был снят по роману самого правителя.
Наиболее популярным режиссером того времени считается Рафаэль Хиль, который очень часто применял в своих работах смещение нескольких жанров. Среди его ярких работ следует выделить:
- «Благочестивая королева» (Reina santa, 1947);
- «Гвоздь» (El Clavo, 1944).
Хиль продолжал съемки вплоть до 1980 годов.
Но все же наиболее известным профранкистским фильмом стала картина «Марселино, хлеб и вино» (Marcelino, Pan y Vino, 1955), который снял венгерский режиссер Ладислао Вайды. Это своеобразная умиротворяющая сказка о сироте, которого посещают религиозные видения. Главную роль в картине исполнил маленький ребенок. Эта картина получила несколько наград на каннском фестивале. Этот фильм получил огромный успех.
В обход цензуры
Первые наиболее интересные фильмы в начальный период правления Франко снимали аппозиционно настроенные режиссеры, которые пытались несмотря на существующую цензуру протаскивать в свои картины революционные и провокационные идеи.
Как бы не было странно, именно Институт изучения и практики кинематографии (IIES), которой был создан в 1947 году и финансировался из государственных средств, учил своих студентов искусству съемки таких картин. Именно здесь студентам давали смотреть картины зарубежного производства, которые в общем прокате были попросту запрещены.
В этих картинах присутствовали критические высказывания и моменты в адрес существующего в Испании правительства. Преподаватели очень надеялись, что в работах студентов Испания будет представлена более достоверно, чем в идеализированных имитациях 1940-х годов.
Налаживание экономических отношений с США, а также хитрость режиссеров привели к тому, что многие критические картины стали проникать и в испанский прокат. Достаточно крупным режиссером того времени, стал Луис Гарсиа Берланга. Наиболее существенной работой этого автора является фильм «Добро пожаловать, мистер Маршалл!» (Bienvenido Mister Marshall!,1952), которая стала поп\воротным моментом в истории кинематографа. В ней очень аккуратно высмеивался режим последнего десятилетия. Что удивительно цензура разрешила выход этой картины на экраны
А еще один выпускник IIES, Хуан Антонио Бардем в своих работах демонстрировал боле воинственную позицию. Именно им написан сценарий картины «Добро пожаловать, мистер Маршалл!». Но и в самостоятельных работах он также добился успеха, сняв картину «Сметь велосипедиста» (Muerte de un ciclista, 1955).
Работы Карлоса Саура и компания
Творчество режиссеров, которые относились к недооцененному испанскому неореалистическому кино, положило начало новому направлению кинематографа – «новое испанское кино» (Nuevo Cine Espanol).
В 1960-х годах директором Главного управления кинематографии были введены четкие границы цензуры, которые были утверждены в документе. Это дало возможность режиссерам нового поколения оспаривать свои картины и бороться за их финансирование. На этом этапе началось развитие более реалистичного и критичного кино, которое могло составить достойную конкуренцию.
Ведущим режиссером этого направления стал Карлос Саура. Используя в своих картинах аллегории, он критиковал существующую власть Франко. Одним из первых фильмов стала картина «Охота» (La Caza, 1965). История о четырех охотниках рассказывала одновременно и о тяжелом напряженном времени в период Франко. Вскоре появился еще один фильм «Охлажденный мятный коктейль» (Peppermint Frappe, 1967). За свою карьеру Саура создал более 40 квартир.
К концу эпохи появляется еще один молодой режиссер Виктор Эрисе, который смог усовершенствовать язык аллегорий. И это видно уже в его первой работе «Дух улья» (El espiritu de la colmena, 1973). Здесь он очень иносказательно критикует существующую власть. Еще стоит выделит несколько молодых режиссеров Риккардо Франко, Марио Камуса и Хосе Луиса Борау. Каждый из них внес определенную лепту в развитие кино. Особое внимание стоит уделить картине Борау «Браконьеры» (Furtivos, 1975).
Барселонская школа
Пока «новое испанское кино» формировалось в Мадриде, в Каталонии в 1960-х годах также проходило становление на ноги определенного круга молодых режиссеров. Они снимали более радикальные и зрелищные картины, но при этом не все они были на политические темы.
Ученики Барселонской школы находились по влиянием поп-арта. Самым ярким режиссером этого времени стоит считать Висенте Аранда. Его лучшей работой считается «Фата Моргана» (Fata Morgana, 1965).
Возвращение Буньюэля
В 1958 году режиссерами Производственного кинематографического союза (Union Industrial Cinematografica — UNINCI) пригласили для совместной работы в Испанию Луиса Буньюэля. Им была снята лента «Виридиана» (Viridiana, 1961), что чудом проскользнула мимо цензуры.
Цензоры не заметили, что в фильме затронуты вопросы самоубийства, кровосмесительства, насилия над слабыми женщинами, богохульства. Но ватиканские киноманы оказались более понятливыми и подняли шумиху, что привело сразу после премьеры к запрету картины. Несмотря на это картина завоевала в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». П
осле того, как UNINCI распалась, Буньюэль снова вернулся в Мексику. Но в последствие Буньюэль вернулся на территорию Испании для снятия картины «Тристаны» (Tristana, 1970), которая является экранизацией одноименного романа Бенито Перес Гальдоса, что был написан в 19 веке. Но все же лучшие работы автора появились в конце 1960-1970 гг. Среди наиболее ярких работ следует выделить:
- «Скромное обояние буржуазии» (Le Chame discret de la bourgeoisie, 1972);
- «Дневная красавица» (Belle de Jour,1967).