Содержание
Все ассоциируют Испанию с завораживающим звуком кастаньет. Действительно фламенко звучит по всей территории страны, и стоит отметить, что наблюдается в последние годы возрождение национального символа. Но на Пиренейском полуострове это не единственная музыка. Каждый регион славится своей уникальной музыкой, что заслуживает внимания и уважения.
Немного о фольклоре
Истоки испанской музыки лежат в старых добрых традициях, что долгие времена передавались из поколения в поколение. Стоит отметить, что в большей степени только музыка ярко подчеркивает положение между Европой и Африкой. В Зеленой Испании распространены кельтские мотивы северных широт, а вот уже в южных регионах отмечается влияние африканских и арабских влияний. Но при этом традиционная музыка продолжает развиваться.
Возвращение к истокам
Со времен Античности музыка, как и остальное искусство, подвергается влиянию различных культур и народов. Поэтому стоит понимать, что максимально глубоко проследить историю развития музыки попросту не получится. В силу того, что не было долгое время нотного письма, записывающих устройств до 20 века все произволения подвергались изменениями.
Сначала всячески Франко препятствовал всему народному, но со временем он допустил народную музыку до эфира. Но это сыграло немного обратный эффект. Даже после смерти диктатора народная музыка не стала авторитетная. Но несмотря на все отрицательные мнения регионы старались максимально точно сохранить свои традиции. Не все получилось сохранить, но то, что осталось теперь постепенно возрождается и адаптируется под современность. Стоит отметить, что большинство народных мелодий, что сегодня звучат, использовались, как сопровождение к танцам.
Галисия
Вы можете услышать самый известный мотив галисийской музыки — муйньейра в этом видео:
Наиболее прочными традициями в музыки остались в Галисии. Сегодня это мелодии кельтской музыки, которая исполняется на барабанах, арфах, но ведущим элементом является гайта (gaita – любой инструмент, что схож с волынкой). Но сами музыканты утверждают, что они играют исключительно галисийские мотивы. Наиболее известным считается мотив муйньейра (muineira), который является коротким веселым напевом. Но в целом галисийская музыка представлена меланхоличными мелодиями.
Процесс возрождения галисийской музыки во время режима правления Франко был немного приостановлен, но затем снова в 1970- годах была выдвинута кельтская традиция. Возглавлять новое движение по восстановлению стал Карлос Нуньес. В сотрудничестве с такими музыкантами, как Шинейд О’Коннор и Фрай Кудер он собирал огромные аудитории на свои концерты. Огромной популярностью пользуется группа «Мильядойро» (Milladoiro). Из певцов следует отметить Мерседес Пеон, который также приветствовал в своем творчестве кельтские мотивы.
Астурия
Кельтские мотивы распространялись также и на восток Северной Испании, распространившись и на соседние регионы. Основными музыкантами Астурии и Кантабрии также являются волынки, барабаны и деревянные духовые инструменты. Песни астурийско-кельтской традиции звучат в исполнении бородачей популярного ансамбля «Льян де Кудель» (Llan de Cudel). А волынщик в Андалусии Хосе Анхель Эвиа и сегодня поражает слушателей великолепным исполнением. Его популярность не падает с момента выхода первого альбома «Ничейная земля» (Tierra de Nadie), где гармонично звучат вместе волынка и ритмичные танцевальные мелодии и рок.
Национальную музыку региона Астурия вы можете услышать из этого видео:
Более к традиционным формам музыки Андалусии относится астурианада (asturianada), вакейрада (vaqueirada), сложный вокальный стиль.
Страна басков
А вот в Стране басков наиболее распространенным и любимым инструментом является трикитиша (trikitixa), которая представлена разновидностью аккордеона. С его помощью исполняют веселую энергетическую мелодию, которая требует от танцора хорошего акробатического мастерства.
Выступление группы «Оскорри» вы можете увидеть на этом видео:
Другим не менее распространенным инструментом является чисту (txistu). Это своеобразная флейта, в которой три пальцевых отверстия. При игре на таком инструменте занята только дона рука, а вторая может использоваться для игры на барабане или тамбурине. Наибольшую роль в восстановлении народной музыки сыграли два исполнителя – Хосеба Тапия и Кепа Хункера. Но более яркими и зажигательными фольклористами стали участники группы «Оскорри» (Oskorri), которая пользовалась популярностью даже во времена правления Франко.
Каталония и Балеары
Основной традиции этой части Испании является хоровод сардана (sardana), который сопровождает оркестр кобла (cobla), состоящий из духовых инструментов и контрабаса. Но огромную роль в восстановлении национальных традиций сыграли барды Льюис Льяч, Жоан Мануэль Серрат и Раймон. Они стали участниками движения «Нова Кансо» (Nova Canco).В своих песнях ими критиковался режим диктатора, несмотря на то, что их творчество могла навлечь гнев. Каждый из них и сегодня пишет песни и выступает перед публикой. Еще одной представительницей этого движения является известная певица Мария дель Мар Бонет. Именно она познакомила всю Испанию с национальным мальорским музыкальным фольклором.
Хоровод сардана вы можете увидеть прямо сейчас, посмотрев это видео:
Андалусия
Естественно, для всех музыкой Андалусии является фламенко, но и о других направлениях также стоит рассказать. Именно эта территория является сложной музыкальной зоной, где переплетаются ритмы, мотивы и гармонии, козырек не только непривычны для западного населения, но и для всей остальной Испании. Луис Дегальдо пишет свою музыку на стихи средневековой арабско-андалусской поэзии, а также играет на уде (oud).
Послушать группу «Радио Тарифа» вы можете прямо сейчас в этом видео:
Некоторые направления музыки формировались под влиянием евреев-сефардов. Исполнением андалусской музыки занимаются ансамбли «Ломбарда» (Lombarda) и «Альмадраба» (Almadraba), котрые очень соответствуют традиционным тенденциям возрождения. А исполнением различных стилей (арабского, сефардского, фламенко и андалусского) занималась группа «Радио Тарифа» (Radio Tarifa). В 2003 году она распалась.