В 1975 году умер Франко, но существование ценуры для кинематографа затянулось еще на два года. Но после того, как ее отменили, современных режиссеров как подменили. Некоторые стали снимать покровы с политики и общества, исследовали глубины национального самосознания. Другие режиссеры принялись обнажать людей, снимая эротические и откровенные сцены.

Такое положение продлилось вплоть до 1980-х годов, но снятие цензуры привело к тому, что зрители не стали смотреть новые фильмы испанских творцов, а набросились с интересом на американские блокбастеры. Правительство надеялось, что субсидируя национальное кино, они придут к вниманию зрителей, но все получилось наоборот. Многие испанцы попросту перестали посещать кинотеатры.

Правда жизни в авторском кино

Многие режиссеры, как и в первые годы перестройки, шли путем критического реализма авторского «нового испанского кино». Среди наиболее ярких картин следует выделить:

  • «Улей» (La Colmena, 1982) Марир Камуса– экранизация романа Камило Хосе Селы, где дается критическая оценка правления Франко;
  • Фильмы Карлоса Саура «Кармен» (Carmen, 1981) и «Фламенко» (Flamenco, 1995), где режиссер исследует цыганскую культуру со всех сторон;
  • Картины Виктора Эрисе «Юг» (El Sur, 1983) и «Солнце в листве айвового дерева» (El sol del membrillo, 1992), который стали шедеврами.

Трейлер фильма «Улей»:

Женщины в кино

В переходный период возникла почва для появления в кинематографе женщин-режиссеров. Наибольшим авторитетом пользовалась Пилар Миро. Особую популярность получила картина «Гэри Купер, который на небесах» (Gary Cooper, que estas en los cilos, 1981), в которой рассказывается о женщине, что включилась в борьбу с дискриминацией и смертельной болезнью. Последней работой этой женщины стала картина «Твое имя отравляет мои сны» (Tu nombre envenera mis suenos, 1996), которая вышла за год до смерти женщины.

Еще одним ярким представителем первых женщин режиссеров стала Хосефина Молина, которая получила наибольшую популярность картиной «Сама естественность» (Lo mas natural, 1991).

В 1990-х годах в Испании появилось новое поколение женщин-режиссеров.

  1. Чус Гутьеррес представила зрителю документальную картину «Поговорим о сексе» (Sexo oral, 1994).
  2. Асусена Родригес сняла картину о диссидентстве в эпоху Франко «Среди красных» (Entre rojas, 1995) с главной героиней, которую сыграла Пенелопа Крус;
  3. Исиар Больяитн поразила все двумя картинами «Привет, ты одна?» (Hola, estas sola?, 1996) и «Возьми мои глаза» (Te doy mis ojos, 2003).

На сегодняшний день испанские женщины-режиссеры занимают престижную позицию. В последнее время огромное место в современном кинематографе завоевала Исабель Койшет, которая создает глубоко мыслящие фильмы о любви и смерти.

Трейлер фильма «Возьми мои глаза»:

Лучшие времена непременно поступят

Если в переходный период режиссеры предпочитали снимать «обнаженное» кино и срывать маски, то в 1990-х года ситуация существенно изменилась. Теперь режиссеры стали обращаться к глубокой теме личности. Именно в это период появляется огромное количество картин, что привлекает внимание международного кинематографа.

Среди наиболее ярких картин следует выделить.

  1. «Любовники» (Amantes, 1991 г), которую снял Висенте Аранда и доказал, что и в Испании умеют мастерски обыгрывать тему секса.
  2. «Ветчина, ветчина» (Jamon Jamon, 1992), которую снял Бигас Луна и представил пользователю завораживающую смесь комедии, трагедии и ветчины и секса, где снялась еще совсем юная Пенелопа Крус.
  3. Луна снял еще две картины «Золотые яйца» (Huevos de oro, 1993) и «Титька и луна» (La Teta y la Luna, 1994), в которых исследует тему мужского шовинизма.
  4. Наиболее удачным примером достойного испанского кинематографа является историческая картина «Прекрасная эпоха» (Belle Epoque, 1992).

Трейлер фильма «Мутанты»:

Следующее десятилетие также отмечено появлением нескольких достойных режиссеров, например, Алекс де ла Иглесиа покорил кинозрителя своим дебютом «Операция «Мутанты» (Accion Mutante, 1993). И сегодня его картины пользуются большой популярностью.

Новый король кинематографа

Испанский режиссер Педро Альмодовар
Фото: Испанский режиссер Педро Альмодовар

Самым ярким примером современного испанского кино можно считать режиссера Педро Альмодовар. Он не проявлял интереса ни к периоду правления Франко, ни к соцреализму. Он своим зрителям предлагает увлекательные истории отдельных личностей. Его персонажи отягощены огромным количеством недостатков и  пороков. Разоблачая сущность своих героев, он выносил поступки и судьбы их на суд зрителей.

Путь на олимп начался с картин «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» (Pepi, Luci, Bom y otras chicas del monton, 1980) и «Нескромное обояние порока» (Entre tinieblas, 1983), которые отражают темы наркомании, нетрадиционного секса.

В последствие Альмодовар стал спокойнее в выборе тем. Он как и раньше наделяет своих пациентов дурными качествами, например в картине «Дурное воспитание» (La mala educacion, 2004). Режиссер сам является гомосексуалистом и не стеснялся своей ориентации.

Очень многие его картины посвящены судьбам женщин. В киноленте «Женщины  на грани нервного срыва» (Mujeres al borde de un ataque de nervios, 1988) рассказана судьба женщины, которая стремится отыскать своего возлюбленного. А фильм «Возвращение» (Volver, 2006), снятый немного позже, является гимном женской жизнестойкости.

Нынешнее поколение кинорежиссеров Испании

Трейлер фильма «Тайная жизнь слов»:

Альмодовар пользуется большой любовью зрителя, но это не единственный режиссер Испании. Постоянно появляется огромное количество талантливых представителей этого жанра.

В последнее время огромный интерес к своей персоне вызвал Алехандро Аменабар, который снял фильм «море внутри» (Mar adentro, 2004). Большого успеха добилась Исабель Койшет, которая снимала картины на испанском и английском языках. Ее картина «Тайная жизнь слов» (The Secret Life of Words, 2005) рассказывает о любви мужчины, пострадавшего от ожогов, и женщины, которая убежала от войны на Балканах.

Сантьяго Сегура снимает менее утонченные фильмы, которые понимала и принимала публика. Не менее известными стали картины Хулио Медем, который предложил более эротичное своим зрителям, например, в картине «Люсия и секс» (Lucia yel sexo, 2001). Но все же наибольшее количество оваций собрал фильм «Лабиринт Фавна» (El Laberinto del Fauno, 2006), который снял мексиканец Гильермо дель Торо. Картина получила три «Оскара».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here